Новости и аналитика Интервью Развитие и внедрение современных информационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы

Развитие и внедрение современных информационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.

21 марта в 12-00 в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с начальником Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы Шашаевым Алексеем Евгеньевичем.
Тема интернет-интервью: "Развитие и внедрение современных информационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы".
Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем наше интернет-интервью.Сегодня у нас в гостях Алексей Евгеньевич Шашаев - начальник Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы.Алексей Евгеньевич, благодарю Вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше мероприятие.                                                                                                                                                                                                                                                                 Тема интернет-интервью: "Развитие и внедрение современных информационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы".                                                                                                                                                                                                           Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Их использование повышает качество таможенного контроля, максимально упрощает и ускоряет процесс декларирования товаров, способствует улучшению инвестиционного климата на территории государства, создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным.
Президентом Российской Федерации перед Федеральной таможенной службой поставлена задача по созданию условий для полного перехода к безбумажным технологиям декларирования товаров. Внедрение перспективных таможенных технологий, расширение практики интернет-декларирования товаров, в том числе в рамках функционирования центров электронного декларирования, является одной из приоритетных задач в работе таможенных органов в 2012 году.
Сегодня мы более детально обсудим вопросы развития и внедрения современных информационных технологий в деятельности таможенных органов, преимущества применения перспективных таможенных технологий, в частности электронного декларирования, а также проанализируем проблемы, возникшие при переходе на электронный формат обслуживания. Уважаемые гости, наше мероприятие транслируется в онлайн-режиме на информационно-правовом портале www.garant.ru.
К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю. Алексей Евгеньевич, многие эксперты уже давно называют Федеральную таможенную службу лидером в области информатизации среди других федеральных ведомств. Пожалуйста, расскажите, в чем же Вы так отличились, какими достижениями могли бы похвастаться?

Шашаев А. Е.:Большое спасибо, во-первых, за приглашение принять участие в интернет-интервью, возможность выступить, донести до широкой интернет-аудитории текущее состояние и перспективы развития информационных систем федеральной таможенной службы. А что касается вашего вопроса, благодарю за такую лестную оценку. Мы себя как лидера не позиционируем, но стараемся быть в числе таковых. И этому есть несколько причин. Информационная система таможенных органов уникальна по географическому охвату: от Калининграда и до Анадыря, от Сочи до Норильска. Т.е. все регионы Российской Федерации являются субъектами информационной системы. По функционалу наша система информационно обеспечивает практически все задачи, связанные с контролем внешне-торговой деятельности и перемещением товаров через границу. Кроме того, наша информационная система практически всегда работает в режиме реального времени, обеспечивая выполнение операций, которые требуется совершить в момент пересечения границы транспортным средством, в момент оформления транзита, поступления товаров на склады временного хранения, таможенного оформления, которое тоже регламентировано жесткими сроками. Поэтому эти условия обуславливают то, что система должна быть комплексная, надежная, удобная, поскольку ею пользуются не только таможенные органы, не только сотрудники Федеральной таможенной службы, но и участники внешнеэкономической деятельности, а также федеральные органы исполнительной власти, зарубежные таможенные службы, различные организации, которые контактируют с нами в процессе работы.

Ведущая: Спасибо! Алексей Евгеньевич, каким образом обстоят дела с оснащением информационными технологиями подразделений Федеральной таможенной службы, находящихся в регионах России?

Шашаев А. Е.: Обстоят ровно, мы не выделяем какие-либо регионы. Но если взять, предположим, Северо-Запад или Центральный округ, то там объемы таможенного оформления больше, чем в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке. Поэтому больше внимания им уделяется в плане оснащения. Но мы никого не забываем. У нас имеются центры обработки данных во всех региональных таможенных управлениях.. Мы также создаем довольно крупные центры обработки данных в таможнях непосредственного подчинения. Это наши авиационные таможни московского региона: Внуковская, Шереметьевская и Домодедовская, а также акцизная и энергетическая таможни. В целом любой таможенный орган имеет достаточную техническую оснащенность для выполнения возложенных на него функций.

Ведущая: Спасибо! Скажите, пожалуйста, опыт каких зарубежных стран в вопросе разработки и внедрения информационных технологий, обмена информацией между таможенными органами использует Ваша служба?

Шашаев А. Е.: Что касается именно технологических вопросов, то мы имеем довольно богатый опыт общения и взаимодействия с различными международными организациями, такими как Всемирная таможенная организация, Европейская комиссия, с которыми у нас налажен реальный обмен данными. Например, с 13 странами Евросоюза мы обмениваемся данными о предварительной информации о поставках товаров в РФ .
Мы следим за выходом новых стандартов Всемирной таможенной организации, моделей данных ВТО. Что касается разработки прикладного программного обеспечения, то в основном ориентируемся на опыт наших российских разработчиков, используем очень широкий спектр системного программного обеспечения, в том числе и зарубежных производителей.

Ведущая: Спасибо! Расскажите, пожалуйста, был ли увеличен бюджет на оснащение современными информационными технологиями на 2012 год по сравнению с бюджетом прошлого года?

Шашаев А. Е.: Я бы не сказал, что он был существенно увеличен. Просто произошла некая реструктуризация бюджета, выделяемого на информационные технологии. Это связано с тем, что недавно принят ряд распоряжений и постановлений Правительства, которые регламентируют составление ведомственных программ информатизации. У нас произошло некое увеличение работы по обоснованию нашего бюджета и составление ведомственных планов, но зато это помогло нам структурировать наши финансовые потребности для развития и более четко их обосновать. Тем самым мы получили целевую статью расходов, которая называется «расходы на информационные технологии». Я считаю, что это правильно. В абсолютных цифрах увеличение произошло небольшое, связанное с инфляционными индексами и поправочными коэффициентами.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос будет касаться Концепции развития Федеральной таможенной службы. Концепция действует в настоящее время и хотелось бы у Вас спросить, какие мероприятия предусмотрены ею и уже реализованы на сегодняшний день? Что предстоит сделать в самое ближайшее время? И какие планы у ФТС конкретно на 2012 год?

Шашаев А. Е.: Основное содержание Концепции заключается в том, что Таможенная служба должна соответствовать современному уровню развития общества, его экономической и политической составляющей. Поэтому информационные технологии, как составляющая часть реализации этой стратегии, естественно, должны обеспечивать новый уровень. Если говорить конкретно, то, например, переход на оказание государственных услуг и функций в электронном виде очень сильно подстегнул все федеральные органы исполнительной власти к созданию своих информационных ресурсов, к хранению у себя информации в электронном виде, которая используется в дальнейшем другими ведомствами. Например, Федеральная таможенная служба в процессе своей деятельности контактирует более чем с 28 федеральными органами исполнительной власти и должна получать от них документы и сведения, которые выдаются этими органами.
Для того, чтобы все операции были и эффективны и прозрачны для таможенной службы, требуется ограничить предоставление информации участниками внешнеэкономической деятельности, и скорее всего, даже не документами, а сведениями из этих документов или реквизитами документов, поскольку сами документы можно получить в федеральном органе исполнительной власти, который его выдал.
В этом заключается основное направление развития. Из него вытекают такие таможенные технологии, как автоматический выпуск товара, т.е. без участия таможенного инспектора,. удаленный выпуск товаров - это когда товар находится в одном таможенном органе, а декларирование и проверка сведений осуществляется в другом. В наших планах совершенствование системы управления рисками, переход к субъектному подходу при СУР, создание специализированных таможенных органов, которые будут работать исключительно с электронными декларациями – так называемые центры электронного декларирования. Часть из этих работ уже сейчас находится либо в процессе выполнения, либо уже выполнены, например создание центров обработки данных в восьми региональных управлениях.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, в продолжение вопроса могли бы Вы чуть подробнее рассказать о создании центров обработки данных в Федеральной таможенной службе?

Шашаев А. Е.: Мы в ближайшее время планируем перейти на принципиально новую систему таможенного оформления и таможенного контроля. Я говорю очень условно, что в ближайшее время, поскольку это может быть 2-3 года, и для смены платформы это не такой большой срок. Иногда проходит достаточно большое количество времени, если менять платформу целиком. Смысл новой платформы заключается в том, что будет централизация выполнения операций на уровне распределенного центра обработки данных с использованием единых логических информационных ресурсов. Наша система хранения и обработки данных становится распределенной, реализуя нашу концепцию 8+1. 1 – это главный центр обработки данных, который находится в Москве, в Центральном информационно-техническом таможенном управлении и 8 региональных в каждом субъекте Российской Федерации. Но технология такова, что любая информация в любой момент времени будет доступна именно на уровне распределенной базы данных, распределенных вычислительных ресурсов. Пока что мы сделали инженерную, техническую инфраструктуру, оснастили эти центры обработки данных достаточным на сегодняшний момент времени оборудованием. Естественно, они будут развиваться, модернизироваться с течением времени. Сейчас готовятся именно технологические решения по новой системе таможенного оформления и таможенного контроля, которая получила название "интегрированные компоненты единой автоматизированной информационной системы таможенных органов".

Ведущая: Спасибо! Вы уже затрагивали вопрос оказания услуг в электронном виде. Эта тема очень актуальна для федеральных органов власти. Хотелось бы у Вас узнать, какие услуги оказывает Ваша служба? Какие наиболее востребованы у населения? И всеми ли услугами можно воспользоваться бесплатно?

Шашаев А. Е.: В перечень государственных услуг Федеральной таможенной службы, который опубликован на едином портале государственных услуг, включено 15 государственных услуг, 10 из которых требуют межведомственного взаимодействия. В основном, это услуги, связанные с реестровой деятельностью, ведением реестров таможенных перевозчиков, складов временного хранения, таможенных представителей и т.д. Это услуги, которые осуществляются по заявлению организации или физического лица. Гораздо интереснее говорить о функциях, которые выполняют таможенные органы. Основные функции – это деятельность таможенной службы, связанная с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля. Все услуги, о которых я говорил, размещены на портале, часть из них уже обеспечена в электронном виде, например, принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой Таможенного союза. До конца этого года мы обеспечим реализацию всех остальных государственных услуг.

Ведущая: Следующий вопрос хотела бы задать относительно Таможенного союза. Как его создание отразилось на информационно-технической составляющей Вашей службы?

Шашаев А. Е.: Довольно сильно. Таможенный союз прибавил нам очень много хлопот, с одной стороны. А с другой стороны, он очень сильно подстегнул развитие и наших информационных технологий и наших соседей по Таможенному союзу. Таможенный союз, действительно, на начальном этапе был таможенным, т.е. таможенные границы были сняты, таможенное оформление на границе было ликвидировано. Поэтому нам надо было обеспечивать те общие процессы, которые протекают между нашими тремя странами.
Если раньше на границе Россия - Казахстан стоял таможенник и оформлял каждое транспортное средство, то сейчас такого таможенника нет, поэтому информационно нам надо было осуществить взаимодействие между информационными системами всех трех стран-участниц Таможенного союза. С этой целью мы разработали интеграционную платформу, с помощью которой обеспечили такие процессы, как транзит товаров по единой таможенной территории, временный ввоз-вывоз товаров, контроль вывоза товаров за пределы общей территории, а также обмен нормативно-справочной информацией, профилями рисков и т.д. У нас работа по этим технологиям не закончена, а будет продолжаться, наверное, вечно, поскольку меняются электронные формы документов и "нормативка". И, я так думаю, что будут новые правила оформления товаров уже на единой таможенной территории. Но Таможенный союз, очень сильно повлиял на развитие Таможенной службы, как в плане технологическом, так и в плане информационном, поскольку пришлось обеспечивать очень много новых процессов.

Ведущая: А какие нормативные документы и данные, необходимые Федеральной таможенной службе для осуществления ее деятельности в рамках Таможенного союза, требуют сегодня существенной доработки?

Шашаев А. Е.: У нас не до конца реализована процедура транзита. Есть некоторое отставание в развитии внутренних информационных систем для того, чтобы обеспечить общие таможенные процессы. В основном речь идет о Республике Казахстан. Нам надо протестировать и завершить работу по контролю вывоза товаров за пределы внешней границы ТС. C 17 июня вступает в силу решение КТС об обязательном предварительном информировании о товарах и транспортных средствах, пересекающих границу Таможенного союза. Поэтому в этом плане нам надо быть готовыми. В планах у нас также обмен информацией о выпущенных в свободное обращение товаров. Только с 1 марта мы начали такой обмен в соответствии с соглашением, дальше надо будет развивать аналитические и информационные системы для того, чтобы использовать эту информацию в повседневной деятельности.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, каковы сегодня результаты и достижения Федеральной таможенной службы в переходе к безбумажным технологиям декларирования товаров? И каких проблем в этом направлении пока не удалось до сих пор решить?

Шашаев А. Е.: Наверное, речь идет об электронном декларировании, как основном процессе взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и Федеральной таможенной службы. В этом отношении переход осуществился, и уже можно констатировать данный факт. И мы его осуществили довольно резкими темпами и за очень короткое время. В настоящее время около 90% всех деклараций подаются в таможенные органы в электронном виде посредством сети Интернет. На начало 2010 года этот процент составлял около 12-13%. Т.е. за два года мы практически с нуля реализовали очень хороший показатель. Стоит сказать, что в Федеральном законе «О таможенном регулировании в РФ» стоит дата 1 января 2014 год, когда будет обязательное электронное декларирование, за исключением случаев, установленных правительством РФ. Мы можем сказать, что уже сейчас ФТС России готова к обязательности электронного декларирования. Любой таможенный пост имеет компетенцию, технические средства и технические возможности принимать декларации в электронном виде. Мы обеспечили все таможенные режимы, создали WEB-портал электронного представления сведений, который позволит участникам внешнеэкономической деятельности, с минимальными затратами осуществить подключение к системе электронного декларирования.
Есть ли трудности? Да, они существуют, я не хочу их скрывать. В основном они связаны с определенными сбоями и задержками в работе самой системы. Они вызваны несовершенством программного обеспечения, которое постоянно находится в стадии модернизации не только потому, что мы выискиваем ошибки или устраняем какие-то недочеты при первоначальной разработке, но и потому, что очень часто меняется нормативно-правовая база, появляются новые функциональные требования, меняются форматы электронных документов. Также, у нас есть проблемы, связанные именно с техническими сбоями. Это сбои в работе каналов связи или серверного оборудования. Более 30% всех сбоев происходит по причинам, независящим от Федеральной таможенной службы. Это либо перерыв в энергоснабжении какого-то таможенного органа, связанный либо с авариями, либо еще какими-то плановыми работами на энергосетях и нарушениями передачи данных по каналам связи, которые у нас тоже являются не собственными, а мы арендуем их у операторов. Все эти проблемы мы стараемся устранять за минимальное время ив этом отношении у нас положительная динамика. Мы очень надеемся, что в скором времени данные проблемы перестанут волновать участников внешнеэкономической деятельности.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, правильно ли я Вас поняла, что абсолютно все таможенные посты России на сегодняшний день принимают декларации в электронной форме?

Шашаев А. Е.: Абсолютно верно.

Ведущая: Спасибо! А каковы, на Ваш взгляд, главные преимущества электронной системы декларирования перед бумажной системой? Только ли это заключается в бумажной волоките или же есть наиболее важные аспекты перехода на электронное декларирование?

Шашаев А. Е.: Преимуществ много, начиная от затрат, которые участники внешнеэкономической деятельности несут при подачи декларации в бумажном виде, например если участнику ВЭД надо доехать из одного районного центра в другой, ведь не в каждом же населенном пункте у нас есть таможенные органы.. Кроме того, декларант не зависит от воли таможенного инспектора, примет он декларацию или нет, хотя человек стоит у него около окошка, т.к., если декларация подана в электронном виде, то она уже зарегистрирована и обязана быть принята к исполнению. Третья причина - прозрачность самого процесса. Декларация, поданная в электронном виде, сразу же поступает на федеральный уровень и хранится в архиве юридически значимых документов. Эта декларация подписана электронно-цифровой подписью, поэтому помимо операций по выпуску деклараций с ней можно осуществлять контрольные мероприятия по правильности выпуска товаров в соответствии с заявленными сведениями, которые могут осуществлять другие таможенные органы, а не тот орган, который конкретно выпускает эту декларацию. В электронном декларировании достаточно преимуществ и для участников ВЭД, и для таможенной службы.

Ведущая: Спасибо, Алексей Евгеньевич! И вот следующий вопрос, который поступил от пользователя перед нашим мероприятием. В России первая электронная декларация была оформлена в ноябре 2002 года на таможенном посту "Каширский" Московской южной таможни ЦТУ. Почему не было возможности сделать это раньше?

Шашаев А. Е.: Трудно сказать, это событие состоялось 10 лет назад. Наверное, общее развитие информационных и таможенных технологий определили именно этот срок. Тем более, я так думаю, что к тому времени не было достаточных технических условий и возможностей для того, чтобы перейти на электронное декларирование в широком масштабе, как территориальном, так и функциональном. Только в 2006-2007 году мы создали полнофункциональную ведомственную информационную телекоммуникационную сеть таможенных органов, перевели все таможенные органы на цифровые каналы связи, подключили их к единым ресурсам. Кроме того, мы создали транспортно-технологическую подсистему таможенных органов, которая является надстройкой над каналами связи и обеспечивает гарантированную передачу информации от одного таможенного органа к другому. И уже на базе этих технологий появилась возможность развивать электронное декларирование, которое можно было бы распространять по всей стране. То электронное декларирование, которое начало действовать в 2002 году, предполагало непосредственный выделенный канал связи между участником внешнеэкономической деятельности и тем таможенным органом, которому он декларирует товары. Естественно, первые такие декларации были выпущены на тех складах временного хранения, на которых располагались таможенные органы. Это было несколько ограниченное решение, которое не имело перспектив расширения по всей стране. Тогда мы и приняли решение о переходе на интернет-декларирование, которое позволяет из любой точки подать в электронном виде декларацию любому таможенному органу.

Ведущая: Насколько готов к переходу на электронное декларирование бизнес? Почему в вопросе информационных технологий государственный органы опередили негосударственный сектор?

Шашаев А. Е.: Я бы не сказал, что они опередили. Если 90% всех деклараций подается в электронном виде, то значит бизнес готов к этому. Я не могу сказать, что он готов повсеместно, потому что есть различные причины, по которым пока что не все 100% участников внешнеэкономической деятельности в этот процесс вовлечены. С другой стороны, у нас 20% участников рынка ВЭД обеспечивают 80% всего декларационного массива и поступлений денег в федеральный бюджет. Остальные – распределяются по разным категориям. Некоторые фирмы, не будем скрывать, создаются для конкретной внешнеэкономической сделки, а потом исчезают. Предполагаемый переход на обязательность электронного декларирования – один из стимулов борьбы с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Ведущая: Спасибо! Расскажите о совершенствовании и развитии отношений таможни и бизнеса. Какие наиболее важные пожелания были предложены за последнее время участниками внешнеэкономической деятельности по совершенствованию законодательства в области таможенного регулирования?

Шашаев А. Е.: Хороший вопрос, широкий, всеобъемлющий. Я не готов, наверное, говорить за всю таможенную службу и за все инициативы, которые были высказаны экономическим сообществом. Мне, наверное, ближе было бы ответить по тем инициативам, которые касаются таможенных технологий, которые затрагивают изменения в информационной системе. Это упрощение и оптимизация работы с таможней крупных транспортных или логистических компаний в плане контроля перемещения грузов. Из наиболее значимых проектов я бы назвал проекты с РЖД и Росавиацией. По РЖД сейчас реализуется проект по обмену информацией в электронном виде по предоставлению тех документов, которые первоначально предоставлялись в бумажном виде. По Росавиации – внедрение международного стандарта E-Freight. Это пилотный проект, который будет реализовываться в четырех аэропортах РФ. Мы к этому проекту меняем нормативную базу, готовим изменения в технологиях и в программных средствах. Уверен, что за такими проектами будущее. Крупные участники процесса внешнеэкономической деятельности получают очень большие преимущества по взаимодействию с таможней в информационном плане, что позволит сократить издержки и выйти на конкурентный уровень.

Ведущая: Алексей Евгеньевич, благодаря развитию электронного декларирования, стало возможным внедрение технологий удаленного выпуска товаров. Как сейчас работает эта технология? Имеются ли какие-то проблемы на этот счет?

Шашаев А. Е.: Технология довольно проста. Если товар прибывает в одно место на границе, где вблизи существует таможенно-логистический терминал либо склад временного хранения, а декларант декларирует этот товар в каком-то крупном центре: Москве, Санкт-Петербурге, или другом городе, то контроль разделяется на две части: фактический контроль и документальный. Один таможенный орган, куда подается декларация, выполняет документальный контроль, и если не выявлено каких-либо нарушений таможенного законодательства, то решение о выпуске товаров принимается именно им. Дается поручение таможенному органу, в зону деятельности которого доставлен товар, выпустить его в свободное обращение. Тем самым, товар уже с границы может идти по логистическим цепочкам в то место доставки, которое удобно владельцу товара. Данная технология действительно появилась с развитием электронного декларирования. Мы модернизировали ряд программных автоматизированных систем таможенных органов для того, чтобы обеспечить эту технологию, которая сейчас активно расширяется. Если раньше мы устанавливали жесткие связки между тем таможенным органом, который уполномочен принимать декларацию и тем таможенным органом, в район которого доставляется сам товар, то сейчас мы от этого ушли. Что касается трудностей, то те болевые проблемы, которые связаны и с электронным декларированием, и с пересечением транспортных средств через границу, общие для всех таможенных технологий. Но мы в этом направлении работаем и ожидаем, что с течением времени эти проблемы будут сходить на нет.

Ведущая: Спасибо! Алексей Евгеньевич, мы уже сегодня немного обсуждали вопрос создания системы «одного окна» в рамках концепции развития таможенной службы. На каком этапе сегодня находится реализация этой задачи, возникают ли какие-то проблемы?

Шашаев А. Е.: Понятие «одного окна» очень широкое. В этом плане мы сейчас работаем в соответствии с Федеральным законом № 394, в соответствии с которым все полномочия по контролю грузов в части транспортного, фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-карантинного и таможенного контроля возложены на таможенную службу. Я не могу пока сказать, что система «одного окна» у нас действует в полной мере. В настоящее время мы работаем с теми программными средствами, которые нам были переданы от Ространснадзора, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, которые выполняли их функции. В ближайшее время, я думаю, мы обеспечим все функции по осуществлению этих видов контроля в рамках своей информационной системы. Не потребуется ни дублирование ввода информации, ни дублирование выполнения функций, ни других действий, которые сейчас приводят к некоторому замедлению в осуществлении контроля. Но, если брать суммарное время, которое раньше тратилось на осуществление всех видов контроля, то после того, как все это было передано в руки таможенной службы, оно сократилось.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Как защищаются данные, являющиеся коммерческой тайной, передаваемой по сети интернет, от несанкционированного доступа третьих лиц?

Шашаев А. Е.: Стоит отметить, что все решения, которые мы применяем для обмена информацией, сертифицированы по требованиям безопасности информации. И канал связи между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенным органом защищен с помощью сертифицированных средств защиты информации и электронно-цифровой подписи. Это не наши требования, это требования наших регулирующих органов в области защиты информации: ФСБ и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Поэтому мы надежно защищены от вмешательства в этот процесс третьих лиц.

Ведущая: А будет ли усилена защита в 2012 году? Или все останется на прежнем уровне?

Шашаев А. Е.: Обеспечение информационной безопасности – это процесс, а не констатация факта. Поскольку методы угроз или взлома информации тоже совершенствуются, то и совершенствуются методы защиты информации, поэтому в этом направлении мы работу никогда не прекращаем. Конечно, меры защиты будут усиливаться. Они будут усиливаться и с помощью анализа интернет-трафика, и с помощью внедрения новых программных и технических средств предотвращения от угроз,и с помощью антивирусного программного обеспечения. и т.п.

Ведущая: Спасибо Алексей Евгеньевич! У меня остался заключительный вопрос. Что может произойти, если вирус удалит базу данных электронных деклараций? Возможно ли будет ее восстановить?

Шашаев А. Е.: Естественно, все наши информационные ресурсы применяют технологии резервного копирования, восстановления и т.д., т.к. жить на пороховой бочке – удовольствие не из приятных. У нас развивается технология распределенного центра обработки данных, который будет обеспечивать катастрофоустойчивость. Т.е. при выходе из строя оборудования на одной площадке, функции по обеспечению информационных процессов будут перераспределены на другие физические площадки. Самоуспокоенность – тоже плохое чувство и говорить о том, что мы на 100% от всего защищены, было бы неправильно. Но мы этому направлению всегда уделяем особое внимание.

Ведущая: Спасибо, Алексей Евгеньевич! Желаем Вам успехов в дальнейшем внедрении новых информационных технологий! Будем рады видеть Вас у нас в гостях снова.

Шашаев А. Е.: Спасибо большое! Еще раз спасибо за приглашение, спасибо всем, кто слушал это интервью. 

Читать ГАРАНТ.РУ в и